Петропавловский собор
Практически одновременно с моментом основания Петропавловской крепости, первый камень которой был заложен в 1703г., на Заячьем острове, по приказу Петра I, был возведена церковь в честь первоверховных апостолов Павла и Петра. На её месте, через 10 лет, был сооружён собор. Архитектором стал Д. Трезини. Сооружение собора заняло 20 лет, и было завершено в 1732 году. А 28-го июня 1733 года собор был освещен.
Петропавловский собор является самым высоким сооружением в Санкт-Петербурге. Его высота составляет 122,5 метра, а высота шпиля – 40 метров. Шпиль позолочен червонным золотом (потрачено 8 кг.). Внутри него установлены привезенные из Голландии часы с курантами. На шпиле установлен флюгер в виде ангела высотой 3,2 метра и размахом крыльев 3,8 метра.
Интерьер, напоминающий парадный зал дворца, и внешний облик весьма необычны для русского зодчества. Главное украшение собора – надпрестольная сень и золоченый резной иконостас в виде арки. Его создали в Москве группой мастеров под руководством И. Запрудного. Стены украшены картинами художников Г. Гзеля, А.Матвеева и др. Программу иконостаса составили архиепископ Феофан Прокопович и Петр I. Его композиция включает в себя 5 больших киотов. В киотах размещены написанные в 1726 – 1729 гг. Ф. Протопоповым и А. Поспеловым 43 иконы. Эскизы выполнил директор Петербургской типографии М. Аврамов.
Напротив алтаря поставлена позолоченная кафедра для чтения проповедей, украшенная статуями Апостолов. Подобная практика чтения в православных церквях прежде не существовала. Рядом с кафедрой находится помост, где стоял император во время богослужения. Царское место украшено бархатом и золоченой резной короной.
Долгое время собор был памятником славы русского оружия. На протяжении двух столетий здесь хранились трофеи, знамена, ключи от захваченных городов и крепостей. После эти трофеи были отданы в Эрмитаж. На данный момент в соборе представлены лишь копии турецких и шведских знамен.
В 1919 году собор закрыли, в 1922 году отдали музею Революции, в 40-е годы использовали как склад, и в 1954 году передали Государственному музею истории Ленинграда.
С самого начала Петр I решил превратить собор в усыпальницу всей династии Романовых. Захоронения начались в недостроенной церкви еще с лета 1708 года.
К сожалению, иконостас и элементы внутреннего убранства утрачены. Запрестольный витраж по эскизу Н. Бруни «Воскресение Христово» был уничтожен во время блокады 1941-1944 гг.
В 2012 году проводились реставрационные работы фасадов Петропавловского собора. На данный момент идет реставрация иконостаса собора.